Поль Верлен — Paul Verlaine

Меню

В начало
Стихотворения из книг:
«Сатурнические поэмы» «Изысканные празднества» «Добрая песенка» «Романсы без слов» «Мудрость» «Далёкое и близкое» «Любовь» «Параллельно» «Счастье» «Песни к ней» «Интимные литургии» «Плоть» «Поношения» Юношеские и посмертно изданные стихотворения
Другие разделы:
О Верлене Словарь О сайте Контактная информация

© Verlaine.ru



ru
fr

Биография Поля Верлена, статьи и стихи о немБиографии и статьи«Верлэн Поль», Энциклопедический словарь Брокгауза и ЕфронаГеоргий Шенгели, «Поль Верлен»Максим Горький, «Поль Верлен и декаденты»Стихи о ВерленеПоль Клодель, «Верлен»Игорь Северянин, «Верлен»Илья Эренбург, «Верлен в старости»

Биография Поля Верлена, статьи и стихи о нем

Энциклопедический словарь Брокгауза и Ефрона
«Верлэн Поль»

Верлэн Поль (Verlaine) — франц. поэт, один из представителей т. н. школы декадентов, род. в 1844 г. в Меце, ум. в 1896 г.. В первых своих стихотворениях, напечатанных в «Parnasse contemporain», точно так же, как в своем первом сборнике стихотворений — «Les poèmes saturniens», Верлэн не обнаруживает ничего оригинального, а своей аффектированной невозмутимостью и холодностью, преклонением исключительно пред идеалом чистой красоты примыкает к школе парнасцев. Это деланное спокойствие поэт отбрасывает в своих «Romances sans paroles», мотивами которых является особое душевное настроение, овладевшее человеком, изверившимся в старые идеалы и страстно ищущим новых путей и выхода из давящей его атмосферы пошлости; отсюда искание чего-то неестественного и сверхъестественного, жажда «красивой смерти» и подобных утонченных болезненных ощущений. Внося в свои стихотворения неопределенность, смутность, неясность настроения, Верлэн старается найти для его выражения новые метрические формы; он пренебрегает метрикой классиков и романтиков, варьируя одновременно всевозможные размеры, подыскивая особые редкие рифмические сочетания, или совсем отказывается от рифмы, заменяя ее неуловимой для обыкновенного уха гармоничностью составных частей стиха. После нескольких лет молчания истомившаяся от безверия душа поэта, по-видимому, находит успокоение в пламенном католицизме, и сборник «La Sagesse» (1880) отражает это новое настроение. Кроме названных соч., В. напечатал еще «Les fêtes galantes» (1869); «La bonne chanson» (1870): «Jadis et Naguère» (1885); «Amour» (1888); «Bonheur» и «Parallèlement» (1890). В своем критич. очерке «Les poètes maudits» В. делает попытку дать характеристику новейшей школы поэтов-символистов (иначе декадентов) и возводит в гении своих товарищей Rimbaud, Corbière и Mallarmée, произведения которых, однако, совершенно недоступны для понимания обыкновенного читателя. Среди этой странной, выросшей на почве аффектированной нервозности и действительной душевной расшатанности, поэзии декадентов, некоторым стихотворениям В. нельзя отказать в искренности чувства, а ему самому — в поэтической чуткости. «Душе этого больного, дикого ребенка, — сказал о нем Жюль Леметр, — часто слышится музыка, недоступная никому другому».

Моисей Марголин